Нерассказанная история попытки BMW приобрести Porsche в 90-х годах

Когда мы рассматривали набор из трех книг «BMW Behind The Scenes», мы описали их как «шедевр». Автору был предоставлен уровень доверия, чтобы рассказать внутреннюю историю компании, как никогда раньше, и набор книг был награжден престижной Книгой года RAC . Он наполнен никогда не публиковавшейся информацией и множеством нерассказанных историй. Вот одна из них — когда BMW пыталась купить Porsche.

Слияния: разговоры 1990-х годов

ПОЛ РОШ И ЭБЕР00
ПОЛ РОШ И ЭБЕР00

Если сегодняшняя эпоха может показаться нестабильной в глобальной политике и в меньшем мире автомобильной промышленности, то, возможно, есть капля утешения в том, что автопроизводители были довольно взбудоражены в начале 90-х. McKinsey, консультанты по управлению, были частично виноваты после публикации хорошо обоснованного дискуссионного документа, который собрал глобальное освещение. Они подсчитали цифры и пришли к выводу, что ни один автопроизводитель, производящий менее миллиона автомобилей в год, не выживет, если не объединится или не объединится с партнером. В нем провозглашалось, что два автопроизводителя находятся в ужасном положении, будучи слишком большими, чтобы их можно было купить, и слишком маленькими, чтобы выжить в одиночку.

Одной из них была Renault, а другой — BMW. Консультанты рассуждали так: Daimler-Benz защищена своей диверсификацией в аэрокосмическую отрасль и другие технологические услуги, в то время как BMW слишком, ну слишком сильно зависит от производства автомобилей в больших объемах с высокой прибылью. К сожалению, Daimler-Benz решила, что этого недостаточно, и объединилась с Chrysler и BMW, ну, теперь она была готова найти решение, как только возможно, в 1991 году.

BMW не была настроена на то, чтобы ее выкупила более крупная компания; семья Квандт все еще владела контрольным пакетом акций, и компания зарабатывала хорошие деньги. Однако генеральный директор Эберхард фон Кюнхайм мог – как и все остальные – увидеть логику в аргументах McKinsey. Он пришел к выводу, что поскольку BMW была несколько ниже семизначной цифры для выживания, которую утверждала McKinsey, то BMW нужно было расти; теперь пришло время поискать автомобильную компанию для покупки и стать покупателем, а не приобретаемым.

БМВ отправился за покупками.

Какой бренд мог бы соответствовать ценностям BMW?

2017-Range-Rover-Velar-P380-Genf-Автосалон-Live-08

В начале 91-го фон Кюнхайм отправил Вольфганга Райтцле, своего члена совета директоров по инжинирингу, на поиски подходящего премиального варианта для BMW. Первым был Rolls-Royce/Bentley, тогда находившийся под тем же владением британской компании Vickers Engineering. Они, безусловно, были премиальными, и BMW планировала поставлять им много электрооборудования и двигателей 7-й серии для меньшего автомобиля. Но проблема была в том, что они производились в таких малых объемах, что Rolls-Royce/Bentley не стали бы покупать большие объемы; BMW нужна была более крупная рыба, которую можно было бы проглотить. Райтцле нашел идеального кандидата в лице Land Rover, тогда работавшего как полуавтономная организация в составе Rover Group. Это было идеально, хотя более крупная материнская компания Rover Group производила безвкусные автомобили низкой надежности, которые в значительных количествах покупали только британцы, у них было два скрытых драгоценных камня.

Land Rover, включая Range Rover, были ненадежными автомобилями, как и другие Rover, но это можно было исправить. То, что они предлагали, было высокой маржой и внедорожным брендом, который был таким же премиальным, как BMW, но с небольшим или полным отсутствием кроссовера. Land Rover идеально подходил, и это было больше. Благодаря узколобому руководству Mini игнорировали в течение многих лет, и он стал настолько старым, что не соответствовал никакому современному законодательству по безопасности. У Rover был небольшой 100, ранее называвшийся Metro, и он тоже был старым и дряхлым к настоящему времени — Rover отчаянно нуждался в новом малолитражном автомобиле. Он сотрудничал с Honda, но, возможно, мудро, японская компания не хотела позволять Rover производить собственные версии небольших Honda для Европы. Honda нужно было получать прибыль, а небольшой Rover на базе Honda снизил бы ее способность получать больше объемов в Европе.

Райтцле и Англохле, прекрасно владеющие английским и нюансами британской культуры, были уверены, что Mini может стать самостоятельным брендом, а не просто немного смущающим 30-летним пережитком в линейке Rover. Вместо того чтобы вести переговоры с Rover Group, к которой он относился с легким презрением, Райтцле обратился к ее владельцу, British Aerospace. Компания приняла его предложенную цену, но настояла на том, что BMW не может выбрать два нужных бренда, и вместо этого должна купить всю слегка подгнившую Rover Group. Райтцле видел в этом огромные проблемы: разношерстная коллекция автомобилей Rover не была премиум-класса и, что еще хуже, основывалась на продукции Honda, что означало, что это будет трехстороннее свидание с японским автопроизводителем. Несмотря на привлекательность Land Rover и Mini, вся группа не подходила, и Райтцле благоразумно ушел.

Штутгарт был на карте

Porsche Macan EV-68

Его следующим портом захода был Штутгарт, родина Daimler-Benz и Porsche. Очевидно, что связь с Mercedes могла бы принести выгоды от сотрудничества, но Райтцле нажил там несколько врагов (история в BMW by Design ), и эти два бренда существовали скорее как естественные враги, чем как друзья. Затем был Porsche.

It could not be a better fit; two German brands equally committed to engineering excellence and sporty product, plus – best of all for BMW – one of them was financially on its knees. Porsche was limping along with 968, a heavily facelifted 944 four-cylinder car that was wildly expensive to make and – thanks to the US dollar/Deutsche Mark exchange rate – making a loss, while the aged 911 made next to no money.

Worse still, Porsche had had to write-down a $300 million loss following the cancellation of its stillborn 989 four-door sedan. At the time – amusing as it is today when Porsche offers four models with four-door bodystyles – it was a radical step for Porsche to make a four-door sedan. Chief designer Harm Lagaay’s team created an attractive looking sedan that ushered in the style of the later 993-generation 911. Looks were not the issue; the engineers had run riot with a unique V8 engine and costs spiraled up into what would be well over a $200,000 sticker price today. It was the right Porsche at the wrong time.

Porsche’s Price: $600 Million

porsche_911_targa_4S_50

Reitzle met with the Porsche family, including fellow-engineer Ferdinand Piech, and made his pitch. BMW would buy the company, but protect its cars by leaving the management in place to run the business, so that it could invest in a new 911 and expand the range. BMW would provide purchasing assistance, testing facilities, logistics and access to capital – the very things that were crippling the sports car maker. All the Porsche family needed to do is name its price. And it did, it was a large $600 million – a huge some for a small sportscar maker teetering on the edge and making no money.

Reitzle took the $600 million number back to BMW CEO von Kuenheim who, was outraged at Porsche’s impertinence for the same number could have bought the far higher volume, if far less appealing, Rover Group. But Reitzle had an ace up his sleeve, his dealings with Ferdinand Piech at Porsche had led to an alternate suggestion that Reitzle join Porsche instead as CEO and turn the Stuttgart company around. Reitzle aspired to being CEO and accepted Piech’s offer. Von Kuenheim was further outraged, not only were Porsche asking too high a price, but they had also hired Reitzle too!

This was utterly unacceptable to the by-now furious von Kuenheim who held Reitzle to his contract that forbid him to simply leave and join another carmaker.

Rover Group Joins BMW

Это было пятно на репутации Райтцле, которое фон Кюнхайм не хотел удалять и забывать. Когда пожилой человек решил уйти на пенсию и занять место в наблюдательном совете, Райтцле был проигнорирован в пользу директора по производству Бернда Пишетсридера. К сожалению, у нового человека, управляющего всем, была та же старая проблема и то же изношенное решение. Теперь, когда Porsche вышла из строя, у BMW было не так много партнеров, с которыми можно было бы танцевать, и Пишетсридер пошел по гибельному пути, купив всю Rover Group. К сожалению, это в конечном итоге обошлось BMW в два раза дороже, чем Porsche, и потребовало многих лет боли, поскольку мюнхенская компания узнала боль работы на массовом рынке. Вопреки всем обстоятельствам, она сохранила Mini, но была вынуждена продать Land Rover Ford и покрыть убытки, понесенные Rover. Если бы она заплатила 600 миллионов долларов за Porsche, то немецкая автомобильная промышленность приняла бы совсем другую форму.

Пользователи BMWBLOG могут получить специальную скидку в размере 45 долларов на последние оставшиеся экземпляры набора из трех книг Стива, BMW Behind The Scenes . В комплект входит бесплатная доставка, он лично подписан Стивом Саксти. Книга получила награду RAC 2024 Book Of The Year, и вы можете увидеть все подробности здесь . Используйте код купона BMWBLOG при оформлении заказа.